https://media.usarb.md/2023/03/16/o-delegatie-a-fondului-natiunilor-unite/
15.03.2023 г. Государственный университет им. Алеку Руссо в Бельцах посетили делегацию Фонда ООН в области народонаселения из Кыргызской Республики и Таджикистана и представителей центральных органов власти этих стран, которые совершили документальный визит относительно хода Программы психологии и социальной работы в USARB. Речь шла о качестве профессиональной подготовки будущих психологов и социальных работников, о стандартах качества, применяемых при оказании услуг психологической и социальной помощи, о мероприятиях, проводимых в сфере профилактики и искоренения феномена гендерной дискриминации. насилие и др.
Назира Сатывалдиева, аналитик гендерной программы, ЮНФПА, Кыргызская Республика, и г-жа Яна Чихай, заведующая кафедрой психического здоровья, медицинской психологии и психотерапии Государственного университета медицины и фармации им. Николае Тестемицану, от имени азиатской делегации, выразили благодарность ректору Наталье Гашицой, первому проректору по учебной работе Лидии Падуряк, проректору по научной деятельности и международным связям Валентине Прицкан, декану ФШЭПА Татьяне Шовой, заведующей кафедрой Психологии Сильвии Бричеаг за открытость, конструктивный диалог и поддержку, предложенную в выполнении их документальной миссии в Республике Молдова.
Какие условия создаются для обучения детей с ОВЗ в школах и вузах? Интервью с министром Уланбеком Мамбетакуновым
https://bilim.akipress.org/ru/news:1852103?place=share-fab
Новости | 15:45, 20 февраля 2023 | 1 658
Предыстория: Зарплата учителей, 12-летнее обучение, новый закон об
образовании.
Интервью с министром образования Уланбеком Мамбетакуновым
Билим АКИpress - Министр образования и науки Уланбек Мамбетакунов в
интервью АКИpress рассказал об инклюзивном образовании в Кыргызстане и
какие условия создаются для детей с ОВЗ.
- Что можете сказать об инклюзивном образовании?
- Образование является одним из основных прав человека, и оно имеет
ключевое значение для раскрытия человеческих возможностей.
Статья 46 Конституции Кыргызской Республики гласит: «Каждый имеет право на
образование». Это касается и инклюзивного образования, то есть обучения,
при котором каждому человеку, независимо от имеющихся физических,
социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других
особенностей, предоставляется возможность учиться в образовательных
организациях.
В Кыргызстане инклюзивное образование регулируется как Конституцией страны,
так и законом «Об образовании», законом «О правах и гарантиях лиц с
ограниченными возможностями здоровья», Конвенцией о правах ребенка и
Конвенцией ООН о правах инвалидов, которая была ратифицирована в 2019 году.
Также в целях реализации права каждого ребенка на получение образования в
2019 году правительством была утверждена Концепция и Программа развития
инклюзивного образования в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы и План
мероприятий по ее реализации.
- Какова доступность получения образования детей с нарушениями слуха, речи,
зрения и интеллектуального развития?
- В целях обучения детей с нарушениями слуха, речи, зрения и
интеллектуального развития в республике функционируют 14 специальных
дошкольных образовательных и 17 специальных общеобразовательных
организаций. Общий охват составляет около 5500 детей.
Около 1500 детей, имеющих различные тяжелые нарушения в здоровье, охвачены
надомной формой обучения. Для детей с легкими нарушениями в здоровье, при
массовых общеобразовательных организациях, в условиях индивидуального
подхода, открыты коррекционные классы, в которых обучаются около 400 детей.
Общий охват образованием составляет около 7,5 тыс. детей в возрасте от 3 до
18 лет.
- Уделяется ли вузами внимание инклюзивному образованию?
- Да, конечно. Вузами нашей страны уделяется пристальное внимание
инклюзивному образованию, включая вопросы подготовки специальных кадров.
Например, специальных педагогов по работе с детьми с ОВЗ готовит КГУ им.
И.Арабаева, с прошлого года на базе БГУ им. К.Карасаева открыт курс по
направлению «Логопедия», а специалистов по социальной работе обучают в 10
вузах страны.
В трех вузах — КГУ им. И.Арабаева, ОшГУ, ИГУ им. К.Тыныстанова —
функционируют Лаборатории инклюзивного образования, в которых
осуществляется апробация методик обучения, консультирование семей, имеющих
детей с ОВЗ, и имеется возможность для практической деятельности
выпускников профильных факультетов, а также проведения конференций на
национальном и международном уровнях.
- Достаточно ли учителя школ получают знаний в области инклюзивного
образования?
- В системе образования есть такая особенность, что теоретических знаний и
практического опыта всегда недостаточно. Каждый участник образовательного
процесса должен неустанно повышать квалификацию по той или иной теме. А мы
должны им в этом помогать. Поэтому Республиканским институтом повышения
квалификации и переподготовки педагогических работников разработаны 2- и
6-часовой модуль по вопросам инклюзивного образования, а также 72-часовые и
36-часовые курсы повышения квалификации педагогов по вопросам обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. При прохождении
курса повышения квалификации педагоги общеобразовательных организаций в
обязательном порядке проходят 2-часовой модуль по инклюзивному образованию.
- Оказывается ли помощь родителям в понимании проблем инклюзивного
образования?
- Мы все понимаем, что основная забота ложится на плечи родителей, которым
мы должны оказать помощь в общении со своими детьми, организации обучения и
в дальнейшем, овладении профессией. Поэтому для родительского сообщества
организовываются и проводятся собрания в родительских группах, клубах, на
базе Ресурсных центров, Лабораторий инклюзивного образования при вузах. С
2019 года при Институте повышения квалификации КГМА им. И.Ахунбаева
работает Хаб для детей с детским церебральным параличом и родителей,
желающих освоить работу по реабилитации.
В Краснореченской школе-интернате Иссык-Атинского района Чуйской области
при технической поддержке Общественного фонда «Рука в руке» открыт
Ресурсный центр раннего выявления и коррекционно-развивающего обучения
детей. В рамках работы Ресурсного центра проводятся мероприятия,
направленные на развитие детей раннего возраста с нарушениями развития или
риском появления таких нарушений, и мероприятия, ориентированные на
поддержку родителей, которая также включает в себя выявление проблем в
развитии детей и оценку особенностей их развития. Данная работа
осуществляется в тесном взаимодействии с территориальными органами
здравоохранения и социальной защиты. Со стороны проекта были закуплены
оборудование, дидактические материалы, мебель, а также проведено обучение 2
специалистов по работе с детьми и семьей.
Помимо этого, в настоящее время функционируют 3 Ресурсных центра
инклюзивного образования и 3 Службы психолого-медико-педагогического
сопровождения на базе массовых общеобразовательных организаций, где за
последние несколько лет охвачено услугами психолого-педагогического
сопровождения 380 детей.
- Разработаны ли специальные пособия для педагогов? Что вообще делается в
этом направлении?
- Хотелось бы отметить, что в некоторых школах накоплен определенный опыт
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. При
поддержке партнеров по развитию, неправительственных организаций, на
основании имеющего опыта работающих педагогов, опыта стран дальнего и
ближнего зарубежья ежегодно издаются учебные пособия и дидактические
материалы по работе с детьми с ОВЗ. Так, например, разработан материал по
экспресс-диагностике психо-речевого развития учащихся 1-4 классов с
протоколами на кыргызском и русском языках, что дает возможность педагогам
не только выявлять детей с нарушениями, но и вовремя проводить необходимую
коррекционную работу.
Или, например, при поддержке проекта ФЕЦА было подготовлено пособие «Вместе
с друзьями», где изложено содержание работы социального педагога по
социализации детей с ОВЗ в массовой школе, а также организация внешкольного
клуба и работа с родителями.
Имеются учебные материалы для педагогов по вопросам обучения детей с ОВЗ на
кыргызском, русском, узбекском и таджикском языках, которые прошли
апробацию в пилотных школах.
Со стороны Министерства образования в течение последних 6 лет идет активная
работа по изданию учебников и для учащихся с ограничениями здоровья по
зрению. Так, были протиражированы учебники по рельефно-точечному шрифту и
по плоскому укрупленному шрифту на общую сумму более 14 млн сомов.
В рамках проекта изготовлены учебные материалы для слепых и слабовидящих
детей в формате 3D, что позволяет незрячим детям тактильным способом узнать
объемы предметов и изображений.
- Инфраструктура образовательных организаций также имеет большое значение.
Что делается в этом направлении?
- Несомненно, это важно. Мы обязаны обеспечить доступ в садики, школы и
другие образовательные организации. Поэтому в целях доступа к зданиям
дошкольных общеобразовательных организаций детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата в 74,1% общеобразовательных и 46,2%
дошкольных образовательных организациях построены пандусы.
Но этого, конечно же, недостаточно. И помимо пандусов, мы должны думать и о
других удобствах. Хотелось бы, чтобы на данную проблематику обратили
внимание и органы местного самоуправления, так как улучшение
материально-технической базы школ, обеспечение доступа к зданиям школ
входит в их компетенцию.
- Как законодательно установлено получение профессий лиц с ОВЗ?
- В системе начального профессионального образования функционируют 16
учебных заведений с реабилитационными группами для лиц с ОВЗ, в которых
обучается около 300 человек. Разработано 15 программ по обучению профессиям
лиц с ОВЗ.
В течение последних двух лет в целях расширения доступности высшего
образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья Минобразования
снижает пороговые баллы для зачисления лиц с инвалидностью I и II групп при
поступлении в вузы страны, кроме медицинских и фармацевтических
специальностей, на грантовые места: по основному тесту — 100 баллов, на все
формы обучения по договору с оплатой стоимости обучения: по основному тесту
— 95 баллов.
В 2021-2022 учебном году в учреждениях начального профессионального
образования обучалось 174 ЛОВЗ, в учреждениях среднего профессионального
образования — 295 и в учреждениях высшего профессионального образования —
205.
Ежегодно, для категории льготников, включая детей с ОВЗ, выделялось 100
грантовых мест. На 2022-2023 год уже выделено 288 грантовых мест.
Также хотелось бы отметить, что в 2019 году были внесены изменения в макеты
государственных образовательных стандартов высшего и среднего
профессионального образования, в части предоставления образовательных услуг
для ЛОВЗ. Предусмотрено, что учебное заведение должно предоставлять лицам с
ограниченными возможностями здоровья (по их заявлению) возможность обучения
по основной образовательной программе, учитывающей особенности их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Также
учебные заведения имеют право осуществлять обучение ЛОВЗ по индивидуальному
учебному плану, при необходимости вузы и колледжи имеют право продлить срок
обучения по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы
получения образования.
- Есть ли какие-либо дополнения к тем вопросам, которые были заданы?
- Мы все должны понимать, что в образовании нуждается каждый ребенок и
никто не имеет право его в этом ограничивать. Нам необходимо создать
условия для детей с ОВЗ и помочь им социализироваться и занять достойное
место в обществе. Мы должны подойти к единому пониманию инклюзивного
образования как права каждого ребенка на развитие своего потенциала, что
находит все большее понимание и будет продолжать осуществляться в
дальнейшем, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность достойной жизни.
Пользуясь случаем, хотелось бы обратить внимание и других государственных
органов в обеспечении прав детей и лиц с ограниченными возможностями
здоровья на образование, здравоохранение, социальную защиту. Мы должны
сообща идти к созданию инклюзивной культуры и инклюзивного общества. А
также нам необходимо углублять тесное сотрудничество с родителями, решать
проблемы и объединить наши усилия.
Подробнее
https://bilim.akipress.org/ru/news:1852103/?f=cp
20.09.2022
Тринадцать психологов из высших учебных заведений Бишкека направляются в Баткен по заказу Министерства образования и науки. С 15 сентября с жертвами теракта в Таджикистане работают психологи ОшГУ.
Как только Таджикистан напал и жителей начали эвакуировать, была сформирована мобильная группа, состоящая из психологов и медперсонала ОшГУ. Его возглавляет заведующая кафедрой психологии Акчач Жолдошова. Мобильная группа разделена на четыре группы. Группа 1 дает онлайн-консультации, группа 2 работает с женщинами и детьми, группа 3 выезжает на места, а группа 4 занимается гуманитарной помощью. Помогают им также выпускники и студенты вуза.
— Мы работаем вместе с группой под руководством Наргизы Эштаевой, директора Центра помощи семье и детям при мэрии города Ош. С 15 сентября мы начали оказывать первую психологическую помощь семьям, проживающим в общежитиях общеобразовательных учреждений города, в эвакуированных районах, и детям раннего возраста. Вторая группа, состоящая из психологов и студентов ОшМУ и психологов Кыргызско-Российской академии образования, регулярно проводит онлайн-консультации в главном корпусе учебного заведения. Ибраимжан уулу Джумабек, член Общества психологов, мастер-психолог работает в городе Баткен и в селах Кара-Токой и Боз-Адыр. Со вчерашнего дня специалист Ассоциации психологов Джалилов Омурбек работает с женщинами и детьми, эвакуированными из Баткенской области в детские сады «Солнышко», «Эдельвейс», «Сумая» города Айдаркен, совместно с психологами-интернами Ошского государственного Медицинского университета. Другая группа находится в Центре здоровья. С 19 сентября аспиранты ОшГУ и Кыргызско-Российской академии образования начали свою шестинедельную стажировку в городах Ош, Айдаркен и Кадамжай, - рассказывает Акчач Жолдошева.
Чинара Шакеева, президент Общества психологов Кыргызстана, связывается с этой мобильной группой онлайн и дает регулярные советы о функциях и обязанностях психолога в работе с пострадавшими и о том, как психолог должен вести себя в чрезвычайной ситуации.
— Госпожа Чинара очень помогает нам тем, что психологи должны учитывать при оказании первой помощи пострадавшим во время чрезвычайной ситуации, чтобы они не получили психологическую травму или истощение. Ведь с различными случаями в работе с гражданами сталкиваются не только частные психологи-студенты, но и профессиональные психологи. Сейчас мы получаем сложные кейсы онлайн, и порой устаем делиться с ними своими переживаниями. Поэтому очень хорошо, что в этой части приняла участие Чинара Асановна, - говорит Акчач Жолдошева.
Чинара Шакеева говорит, что нужно быть очень осторожным в оказании помощи пострадавшим, так как в сердцах тех, кто живет на этой границе, всегда присутствует чувство страха.
«К сожалению, это чувство проникло в сознание некоторых людей. Поэтому с ними очень сложно работать. Некоторым из нас приходится жить в страхе, нам приходится избегать провокационных ощущений, что нам никто не помогает. Главное, чтобы они почувствовали, что есть кто-то, кто меня защитит и поможет. Его можно разбудить простейшим движением. Например, вытереть нос, погладить волосы, крепко обнять. Они больше принимают такие движения, чем слова, — говорит Чинара Шакеева.Чолпон Кийизбаева, «Кут Билим»
АВГУСТСКИЙ СОВЕТ: ОБРАЗОВАНИЕ НЕНАСИЛИЯ
Сегодня начался августовский слет педагогического коллектива на новый учебный год. В первый день встречи педагоги собрались в газпромовской школе и работали по секциям. Здесь были проведены мастер-классы по 11 направлениям, даны методические и методические советы для организованного начала нового учебного года.
Проведен мастер-класс по программе психолого-педагогической профилактики и реабилитации лиц, подвергшихся насилию в условиях профильной работы высшего и среднего профессионального образования. На нем присутствовала доцент педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии ОшГУ Жолдошева Акчач, которая показала пути профилактики этой проблемы, которая становится на сегодняшний день наиболее актуальной, и дала ряд рекомендаций.
«В мастер-классе приняли участие руководители всех образовательных учреждений. Они также поделились своими предложениями, и мы вместе обсудили пути решения проблемы. Например, ректор Иссык-Кульского государственного университета пошел на сотрудничество и предложил работать вместе нескольким специалистам. Конечно, это лучшее предложение. В южном регионе мы уже много лет работаем вместе как многопрофильная команда из нескольких специалистов. Я сам являюсь координатором психологов в Оше, Джалал-Абаде, Баткенской области. Там мы вместе работаем социальным работником, социальным педагогом, психологом и участковым. Только при совместной работе этих специалистов мы можем предотвратить насилие и оказать психолого-педагогическую помощь. Потому что, если социальный работник дает возможность работать с родителями, социальный работник оформляет необходимые документы, психологи проводят реабилитационную работу, полицейский участок определяет, какие семьи находятся в их отделении и к каким категориям они относятся. Словом, у нас есть опыт в этом. Если мы все, высшие и средние профессиональные учебные заведения, возьмемся за это и будем работать вместе, наша работа будет системной и результаты будут хорошие», — говорит Акчач Жолдошева.
Акматалиев Асанбек, директор Узгенского колледжа технологий в образовании, провел мастер-класс на тему «Эволюция экологического сознания кыргызстанцев как отражение эволюции их нравственного сознания», предложили нам подключиться.
«Сознание — это личность. Оба вопроса, поднятые на сегодняшнем мероприятии,
обусловлены недостатком знаний, нравственных качеств и эстетических чувств
человечества. Это связано с тем, что эстетическое чувство формируется на
основе воспитания и образования. Надеемся, что рекомендации и превентивные
меры, представленные на сегодняшнем мастер-классе, руководители
воспользуются в своих вузах и работе, что даст хорошие результаты.
Например, в нашем ОшМУ есть Центры гендерной и психологической помощи при
факультете психологии. Эти центры действуют по всему южному региону. С
пограничниками, работающими на границе, ведется хорошая работа, им даются
уроки, оказывается помощь. Также будем работать с подразделениями МЧС.
Нередки конфликты, например пограничные конфликты. Мы всегда работаем с
ними, чтобы предотвратить посттравматическое стрессовое расстройство у
людей и детей, пострадавших от него. Что я имею в виду? Было бы хорошо,
если бы в каждом образовательном учреждении был создан психологический
центр, и там был бы открыт штат специального психолога, и они работали бы
со своим регионом. Это связано с тем, что ребенок должен быть рассмотрен в
социализации этого института до того, как он получит диплом семьи, детского
сада, школы, ПТУ и начнет работать. Получается, что близкие люди проявляют
насилие к детям. Мы все определили и предложили корректирующие программы. В
той программе, если человек говорит, что он может выздороветь, что он не
может контролировать свои эмоции, мы готовы дать ему реабилитационную
программу. На сегодняшнем мероприятии мы не только провели мастер-класс, но
и предложили специальную программу дальнейшей реабилитации пострадавших
мальчиков и девочек», — говорит Акчач Олмасовна.
Традиционная конференция педагогов пройдет 23 августа в Национальной
филармонии Бишкека.
Чолпон Кийизбаева, «Кут Билим»