ММК биз жөнүндө
ПСИХОЛОГДОР СУЗАКТАГЫ “КЕНЖЕТАЙ-1” БАЛА БАКЧАСЫНА ЖАКЫНДАН ЖАРДАМ БЕРИШТИ
Билим берүү жана илим министрлигинин тапшырмасына ылайык 4.12.24ж. Ош мамлекеттик университетинин психология кафедрасынын башчысы, психология илимдеринин доктору Акчач Жолдошева баш болгон психологдор тобу Жалал-Абад облусунун Сузак районуна караштуу Багыш айыл аймагындагы "Кенжетай-1" мектепке чейинки билим берүү уюмуна барып, жабыркаган тарбиячылар, балдар жана алардын ата-энелери менен сүйлөшүп, аларга жакындан жардам беришти. https://www.facebook.com/share/1EMUewrpFR/
     
     
     />
   
    />
     
ЭлТРдеги түз эфир
30.10.2024ж. "Адамдык капитал-улуттук өнүгүүнүн негизи"- деген темадагы улуттук форумдун алкагында Психология кафедрасынын улук окутуучусу Кожомбердиева Каныкей Мамасалиевна ЭлТРде түз эфирде болуп, анда “Инсанды калыптандыруунун педагогикалык-психологиялык шарттарына” токтолду. https://www.facebook.com/share/p/15rXzJMUNH/
     
     
20.02.25ж. ЭлТР илим билим каналында "Мектеп рекетчилиги тыйылабы?" деген темада Психология кафедрасынын улук окутуучусу Кожомбердиева Каныкей Мамасалиевна түз эфирде болду. Анда мектеп рекетчилигин алдын- алуу жана жоюудагы психологиялык жагдайларга токтолду. Мектептерде психологдун иши заман талабы жана штат ачылуу зарылдыгын баса белгиледи. https://www.facebook.com/share/p/18gKR5zEs9/
     />
   
    />
https://media.usarb.md/2023/03/16/o-delegatie-a-fondului-natiunilor-unite/
15.03.2023 г. Государственный университет им. Алеку Руссо в Бельцах посетили делегацию Фонда ООН в области народонаселения из Кыргызской Республики и Таджикистана и представителей центральных органов власти этих стран, которые совершили документальный визит относительно хода Программы психологии и социальной работы в USARB. Речь шла о качестве профессиональной подготовки будущих психологов и социальных работников, о стандартах качества, применяемых при оказании услуг психологической и социальной помощи, о мероприятиях, проводимых в сфере профилактики и искоренения феномена гендерной дискриминации. насилие и др.
Назира Сатывалдиева, аналитик гендерной программы, ЮНФПА, Кыргызская Республика, и г-жа Яна Чихай, заведующая кафедрой психического здоровья, медицинской психологии и психотерапии Государственного университета медицины и фармации им. Николае Тестемицану, от имени азиатской делегации, выразили благодарность ректору Наталье Гашицой, первому проректору по учебной работе Лидии Падуряк, проректору по научной деятельности и международным связям Валентине Прицкан, декану ФШЭПА Татьяне Шовой, заведующей кафедрой Психологии Сильвии Бричеаг за открытость, конструктивный диалог и поддержку, предложенную в выполнении их документальной миссии в Республике Молдова.
     
     
     
Какие условия создаются для обучения детей с ОВЗ в школах и вузах? Интервью с министром Уланбеком Мамбетакуновым
    
    
        https://bilim.akipress.org/ru/news:1852103?place=share-fab
    
    Новости | 15:45, 20 февраля 2023 | 1 658
    
    
     
    
    Предыстория: Зарплата учителей, 12-летнее обучение, новый закон об
    образовании.
    Интервью с министром образования Уланбеком Мамбетакуновым
    
    Билим АКИpress - Министр образования и науки Уланбек Мамбетакунов в
    интервью АКИpress рассказал об инклюзивном образовании в Кыргызстане и
    какие условия создаются для детей с ОВЗ.
    
    
    - Что можете сказать об инклюзивном образовании?
    
    
    - Образование является одним из основных прав человека, и оно имеет
    ключевое значение для раскрытия человеческих возможностей.
    
    
    Статья 46 Конституции Кыргызской Республики гласит: «Каждый имеет право на
    образование». Это касается и инклюзивного образования, то есть обучения,
    при котором каждому человеку, независимо от имеющихся физических,
    социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других
    особенностей, предоставляется возможность учиться в образовательных
    организациях.
    
    
    В Кыргызстане инклюзивное образование регулируется как Конституцией страны,
    так и законом «Об образовании», законом «О правах и гарантиях лиц с
    ограниченными возможностями здоровья», Конвенцией о правах ребенка и
    Конвенцией ООН о правах инвалидов, которая была ратифицирована в 2019 году.
    
    
    Также в целях реализации права каждого ребенка на получение образования в
    2019 году правительством была утверждена Концепция и Программа развития
    инклюзивного образования в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы и План
    мероприятий по ее реализации.
    
    
    - Какова доступность получения образования детей с нарушениями слуха, речи,
    зрения и интеллектуального развития?
    
    
    - В целях обучения детей с нарушениями слуха, речи, зрения и
    интеллектуального развития в республике функционируют 14 специальных
    дошкольных образовательных и 17 специальных общеобразовательных
    организаций. Общий охват составляет около 5500 детей.
    
    
    Около 1500 детей, имеющих различные тяжелые нарушения в здоровье, охвачены
    надомной формой обучения. Для детей с легкими нарушениями в здоровье, при
    массовых общеобразовательных организациях, в условиях индивидуального
    подхода, открыты коррекционные классы, в которых обучаются около 400 детей.
    Общий охват образованием составляет около 7,5 тыс. детей в возрасте от 3 до
    18 лет.
    
    
    - Уделяется ли вузами внимание инклюзивному образованию?
    
    
    - Да, конечно. Вузами нашей страны уделяется пристальное внимание
    инклюзивному образованию, включая вопросы подготовки специальных кадров.
    
    
    Например, специальных педагогов по работе с детьми с ОВЗ готовит КГУ им.
    И.Арабаева, с прошлого года на базе БГУ им. К.Карасаева открыт курс по
    направлению «Логопедия», а специалистов по социальной работе обучают в 10
    вузах страны.
    
    
    В трех вузах — КГУ им. И.Арабаева, ОшГУ, ИГУ им. К.Тыныстанова —
    функционируют Лаборатории инклюзивного образования, в которых
    осуществляется апробация методик обучения, консультирование семей, имеющих
    детей с ОВЗ, и имеется возможность для практической деятельности
    выпускников профильных факультетов, а также проведения конференций на
    национальном и международном уровнях.
    
    
    - Достаточно ли учителя школ получают знаний в области инклюзивного
    образования?
    
    
    - В системе образования есть такая особенность, что теоретических знаний и
    практического опыта всегда недостаточно. Каждый участник образовательного
    процесса должен неустанно повышать квалификацию по той или иной теме. А мы
    должны им в этом помогать. Поэтому Республиканским институтом повышения
    квалификации и переподготовки педагогических работников разработаны 2- и
    6-часовой модуль по вопросам инклюзивного образования, а также 72-часовые и
    36-часовые курсы повышения квалификации педагогов по вопросам обучения и
    воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. При прохождении
    курса повышения квалификации педагоги общеобразовательных организаций в
    обязательном порядке проходят 2-часовой модуль по инклюзивному образованию.
    
    
    - Оказывается ли помощь родителям в понимании проблем инклюзивного
    образования?
    
    
    - Мы все понимаем, что основная забота ложится на плечи родителей, которым
    мы должны оказать помощь в общении со своими детьми, организации обучения и
    в дальнейшем, овладении профессией. Поэтому для родительского сообщества
    организовываются и проводятся собрания в родительских группах, клубах, на
    базе Ресурсных центров, Лабораторий инклюзивного образования при вузах. С
    2019 года при Институте повышения квалификации КГМА им. И.Ахунбаева
    работает Хаб для детей с детским церебральным параличом и родителей,
    желающих освоить работу по реабилитации.
    
    
    В Краснореченской школе-интернате Иссык-Атинского района Чуйской области
    при технической поддержке Общественного фонда «Рука в руке» открыт
    Ресурсный центр раннего выявления и коррекционно-развивающего обучения
    детей. В рамках работы Ресурсного центра проводятся мероприятия,
    направленные на развитие детей раннего возраста с нарушениями развития или
    риском появления таких нарушений, и мероприятия, ориентированные на
    поддержку родителей, которая также включает в себя выявление проблем в
    развитии детей и оценку особенностей их развития. Данная работа
    осуществляется в тесном взаимодействии с территориальными органами
    здравоохранения и социальной защиты. Со стороны проекта были закуплены
    оборудование, дидактические материалы, мебель, а также проведено обучение 2
    специалистов по работе с детьми и семьей.
    
    
    Помимо этого, в настоящее время функционируют 3 Ресурсных центра
    инклюзивного образования и 3 Службы психолого-медико-педагогического
    сопровождения на базе массовых общеобразовательных организаций, где за
    последние несколько лет охвачено услугами психолого-педагогического
    сопровождения 380 детей.
    
    
    - Разработаны ли специальные пособия для педагогов? Что вообще делается в
    этом направлении?
    
    
    - Хотелось бы отметить, что в некоторых школах накоплен определенный опыт
    обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. При
    поддержке партнеров по развитию, неправительственных организаций, на
    основании имеющего опыта работающих педагогов, опыта стран дальнего и
    ближнего зарубежья ежегодно издаются учебные пособия и дидактические
    материалы по работе с детьми с ОВЗ. Так, например, разработан материал по
    экспресс-диагностике психо-речевого развития учащихся 1-4 классов с
    протоколами на кыргызском и русском языках, что дает возможность педагогам
    не только выявлять детей с нарушениями, но и вовремя проводить необходимую
    коррекционную работу.
    
    
    Или, например, при поддержке проекта ФЕЦА было подготовлено пособие «Вместе
    с друзьями», где изложено содержание работы социального педагога по
    социализации детей с ОВЗ в массовой школе, а также организация внешкольного
    клуба и работа с родителями.
    
    
    Имеются учебные материалы для педагогов по вопросам обучения детей с ОВЗ на
    кыргызском, русском, узбекском и таджикском языках, которые прошли
    апробацию в пилотных школах.
    
    
    Со стороны Министерства образования в течение последних 6 лет идет активная
    работа по изданию учебников и для учащихся с ограничениями здоровья по
    зрению. Так, были протиражированы учебники по рельефно-точечному шрифту и
    по плоскому укрупленному шрифту на общую сумму более 14 млн сомов.
    
    
    В рамках проекта изготовлены учебные материалы для слепых и слабовидящих
    детей в формате 3D, что позволяет незрячим детям тактильным способом узнать
    объемы предметов и изображений.
    
    
    - Инфраструктура образовательных организаций также имеет большое значение.
    Что делается в этом направлении?
    
    
    - Несомненно, это важно. Мы обязаны обеспечить доступ в садики, школы и
    другие образовательные организации. Поэтому в целях доступа к зданиям
    дошкольных общеобразовательных организаций детей с нарушениями
    опорно-двигательного аппарата в 74,1% общеобразовательных и 46,2%
    дошкольных образовательных организациях построены пандусы.
    
    
    Но этого, конечно же, недостаточно. И помимо пандусов, мы должны думать и о
    других удобствах. Хотелось бы, чтобы на данную проблематику обратили
    внимание и органы местного самоуправления, так как улучшение
    материально-технической базы школ, обеспечение доступа к зданиям школ
    входит в их компетенцию.
    
    
    - Как законодательно установлено получение профессий лиц с ОВЗ?
    
    
    - В системе начального профессионального образования функционируют 16
    учебных заведений с реабилитационными группами для лиц с ОВЗ, в которых
    обучается около 300 человек. Разработано 15 программ по обучению профессиям
    лиц с ОВЗ.
    
    
    В течение последних двух лет в целях расширения доступности высшего
    образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья Минобразования
    снижает пороговые баллы для зачисления лиц с инвалидностью I и II групп при
    поступлении в вузы страны, кроме медицинских и фармацевтических
    специальностей, на грантовые места: по основному тесту — 100 баллов, на все
    формы обучения по договору с оплатой стоимости обучения: по основному тесту
    — 95 баллов.
    
    
    В 2021-2022 учебном году в учреждениях начального профессионального
    образования обучалось 174 ЛОВЗ, в учреждениях среднего профессионального
    образования — 295 и в учреждениях высшего профессионального образования —
    205.
    
    
    Ежегодно, для категории льготников, включая детей с ОВЗ, выделялось 100
    грантовых мест. На 2022-2023 год уже выделено 288 грантовых мест.
    
    
    Также хотелось бы отметить, что в 2019 году были внесены изменения в макеты
    государственных образовательных стандартов высшего и среднего
    профессионального образования, в части предоставления образовательных услуг
    для ЛОВЗ. Предусмотрено, что учебное заведение должно предоставлять лицам с
    ограниченными возможностями здоровья (по их заявлению) возможность обучения
    по основной образовательной программе, учитывающей особенности их
    психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей
    коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Также
    учебные заведения имеют право осуществлять обучение ЛОВЗ по индивидуальному
    учебному плану, при необходимости вузы и колледжи имеют право продлить срок
    обучения по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы
    получения образования.
    
    
    - Есть ли какие-либо дополнения к тем вопросам, которые были заданы?
    
    
    - Мы все должны понимать, что в образовании нуждается каждый ребенок и
    никто не имеет право его в этом ограничивать. Нам необходимо создать
    условия для детей с ОВЗ и помочь им социализироваться и занять достойное
    место в обществе. Мы должны подойти к единому пониманию инклюзивного
    образования как права каждого ребенка на развитие своего потенциала, что
    находит все большее понимание и будет продолжать осуществляться в
    дальнейшем, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность достойной жизни.
    
    
    Пользуясь случаем, хотелось бы обратить внимание и других государственных
    органов в обеспечении прав детей и лиц с ограниченными возможностями
    здоровья на образование, здравоохранение, социальную защиту. Мы должны
    сообща идти к созданию инклюзивной культуры и инклюзивного общества. А
    также нам необходимо углублять тесное сотрудничество с родителями, решать
    проблемы и объединить наши усилия.
    
    Подробнее
    
        https://bilim.akipress.org/ru/news:1852103/?f=cp
    
20.09.2022
     
    
     
    
     
    
Тринадцать психологов из высших учебных заведений Бишкека направляются в Баткен по заказу Министерства образования и науки. С 15 сентября с жертвами теракта в Таджикистане работают психологи ОшГУ.
Как только Таджикистан напал и жителей начали эвакуировать, была сформирована мобильная группа, состоящая из психологов и медперсонала ОшГУ. Его возглавляет заведующая кафедрой психологии Акчач Жолдошова. Мобильная группа разделена на четыре группы. Группа 1 дает онлайн-консультации, группа 2 работает с женщинами и детьми, группа 3 выезжает на места, а группа 4 занимается гуманитарной помощью. Помогают им также выпускники и студенты вуза.
— Мы работаем вместе с группой под руководством Наргизы Эштаевой, директора Центра помощи семье и детям при мэрии города Ош. С 15 сентября мы начали оказывать первую психологическую помощь семьям, проживающим в общежитиях общеобразовательных учреждений города, в эвакуированных районах, и детям раннего возраста. Вторая группа, состоящая из психологов и студентов ОшМУ и психологов Кыргызско-Российской академии образования, регулярно проводит онлайн-консультации в главном корпусе учебного заведения. Ибраимжан уулу Джумабек, член Общества психологов, мастер-психолог работает в городе Баткен и в селах Кара-Токой и Боз-Адыр. Со вчерашнего дня специалист Ассоциации психологов Джалилов Омурбек работает с женщинами и детьми, эвакуированными из Баткенской области в детские сады «Солнышко», «Эдельвейс», «Сумая» города Айдаркен, совместно с психологами-интернами Ошского государственного Медицинского университета. Другая группа находится в Центре здоровья. С 19 сентября аспиранты ОшГУ и Кыргызско-Российской академии образования начали свою шестинедельную стажировку в городах Ош, Айдаркен и Кадамжай, - рассказывает Акчач Жолдошева.
Чинара Шакеева, президент Общества психологов Кыргызстана, связывается с этой мобильной группой онлайн и дает регулярные советы о функциях и обязанностях психолога в работе с пострадавшими и о том, как психолог должен вести себя в чрезвычайной ситуации.
— Госпожа Чинара очень помогает нам тем, что психологи должны учитывать при оказании первой помощи пострадавшим во время чрезвычайной ситуации, чтобы они не получили психологическую травму или истощение. Ведь с различными случаями в работе с гражданами сталкиваются не только частные психологи-студенты, но и профессиональные психологи. Сейчас мы получаем сложные кейсы онлайн, и порой устаем делиться с ними своими переживаниями. Поэтому очень хорошо, что в этой части приняла участие Чинара Асановна, - говорит Акчач Жолдошева.
Чинара Шакеева говорит, что нужно быть очень осторожным в оказании помощи пострадавшим, так как в сердцах тех, кто живет на этой границе, всегда присутствует чувство страха.
«К сожалению, это чувство проникло в сознание некоторых людей. Поэтому с ними очень сложно работать. Некоторым из нас приходится жить в страхе, нам приходится избегать провокационных ощущений, что нам никто не помогает. Главное, чтобы они почувствовали, что есть кто-то, кто меня защитит и поможет. Его можно разбудить простейшим движением. Например, вытереть нос, погладить волосы, крепко обнять. Они больше принимают такие движения, чем слова, — говорит Чинара Шакеева.Чолпон Кийизбаева, «Кут Билим»
АВГУСТСКИЙ СОВЕТ: ОБРАЗОВАНИЕ НЕНАСИЛИЯ
Сегодня начался августовский слет педагогического коллектива на новый учебный год. В первый день встречи педагоги собрались в газпромовской школе и работали по секциям. Здесь были проведены мастер-классы по 11 направлениям, даны методические и методические советы для организованного начала нового учебного года.
Проведен мастер-класс по программе психолого-педагогической профилактики и реабилитации лиц, подвергшихся насилию в условиях профильной работы высшего и среднего профессионального образования. На нем присутствовала доцент педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии ОшГУ Жолдошева Акчач, которая показала пути профилактики этой проблемы, которая становится на сегодняшний день наиболее актуальной, и дала ряд рекомендаций.
«В мастер-классе приняли участие руководители всех образовательных учреждений. Они также поделились своими предложениями, и мы вместе обсудили пути решения проблемы. Например, ректор Иссык-Кульского государственного университета пошел на сотрудничество и предложил работать вместе нескольким специалистам. Конечно, это лучшее предложение. В южном регионе мы уже много лет работаем вместе как многопрофильная команда из нескольких специалистов. Я сам являюсь координатором психологов в Оше, Джалал-Абаде, Баткенской области. Там мы вместе работаем социальным работником, социальным педагогом, психологом и участковым. Только при совместной работе этих специалистов мы можем предотвратить насилие и оказать психолого-педагогическую помощь. Потому что, если социальный работник дает возможность работать с родителями, социальный работник оформляет необходимые документы, психологи проводят реабилитационную работу, полицейский участок определяет, какие семьи находятся в их отделении и к каким категориям они относятся. Словом, у нас есть опыт в этом. Если мы все, высшие и средние профессиональные учебные заведения, возьмемся за это и будем работать вместе, наша работа будет системной и результаты будут хорошие», — говорит Акчач Жолдошева.
Акматалиев Асанбек, директор Узгенского колледжа технологий в образовании, провел мастер-класс на тему «Эволюция экологического сознания кыргызстанцев как отражение эволюции их нравственного сознания», предложили нам подключиться.
    «Сознание — это личность. Оба вопроса, поднятые на сегодняшнем мероприятии,
    обусловлены недостатком знаний, нравственных качеств и эстетических чувств
    человечества. Это связано с тем, что эстетическое чувство формируется на
    основе воспитания и образования. Надеемся, что рекомендации и превентивные
    меры, представленные на сегодняшнем мастер-классе, руководители
    воспользуются в своих вузах и работе, что даст хорошие результаты.
    Например, в нашем ОшМУ есть Центры гендерной и психологической помощи при
    факультете психологии. Эти центры действуют по всему южному региону. С
    пограничниками, работающими на границе, ведется хорошая работа, им даются
    уроки, оказывается помощь. Также будем работать с подразделениями МЧС.
    Нередки конфликты, например пограничные конфликты. Мы всегда работаем с
    ними, чтобы предотвратить посттравматическое стрессовое расстройство у
    людей и детей, пострадавших от него. Что я имею в виду? Было бы хорошо,
    если бы в каждом образовательном учреждении был создан психологический
    центр, и там был бы открыт штат специального психолога, и они работали бы
    со своим регионом. Это связано с тем, что ребенок должен быть рассмотрен в
    социализации этого института до того, как он получит диплом семьи, детского
    сада, школы, ПТУ и начнет работать. Получается, что близкие люди проявляют
    насилие к детям. Мы все определили и предложили корректирующие программы. В
    той программе, если человек говорит, что он может выздороветь, что он не
    может контролировать свои эмоции, мы готовы дать ему реабилитационную
    программу. На сегодняшнем мероприятии мы не только провели мастер-класс, но
    и предложили специальную программу дальнейшей реабилитации пострадавших
    мальчиков и девочек», — говорит Акчач Олмасовна.
    
    Традиционная конференция педагогов пройдет 23 августа в Национальной
    филармонии Бишкека.
Чолпон Кийизбаева, «Кут Билим»