В хронологическом порядке появились три основных типа дистанционных образовательных технологий:
Кейс-технология, когда учебно-методические материалы четко
структурированы и соответствующим образом комплектуются в специальный
набор (кейс = портфель), пересылаются (передаются) обучаемому для
самостоятельного изучения с периодическими консультациями у специально
подготовленных преподавателей-консультантов (тьюторов или инструкторов)
в созданных для этих целей удаленных (региональных) учебных центрах,
отделениях, представительствах, филиалах или пунктах;
TВ-технология, базирующаяся на использовании телевизионных лекций с
консультациями у преподавателей-консультантов по месту жительства
обучаемых, по телефону, по сети Интернет;
Сетевая технология, базирующаяся исключительно на использовании сети
Интернет как для обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами,
так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и
обучаемыми.
В качестве основных организационных моделей дистанционного обучения назовём очное обучение, заочное обучение и открытое образование.
Развитие системы дистанционного образования является насущно необходимым для Кыргызской республики. Теоретически дистанционные технологии обучения доступны в любом уголке страны и мира. В то же время, большая часть исследовательских работ, посвящённых этим вопросам, подразумевает под дистанционными технологиями информационные и, в первую очередь, компьютерные технологии. Создание дееспособной и эффективной системы такого образования в КР осложнено множеством обстоятельств: огромная территория страны; большое число желающих получить высшее образование в местах, удалённых от вузовских центров; относительная бедность населения, значительная часть которого не имеет возможности приобрести персональный компьютер. Но, пожалуй, самое большое в современных российских условиях препятствие на пути широкого распространения компьютерных дистанционных технологий – крайняя неразвитость инфраструктуры: отсутствие надёжных эффективных компьютерных сетей на периферии, для которой собственно и предназначено дистанционное образование. Компьютерные сети могут устойчиво базироваться на проводной, оптоволоконной, радиорелейной, спутниковой или иной связи (как представляется, идеи об использовании телефонных и радиосетей являются либо дорогостоящими, либо труднореализуемыми, во всяком случае, во сколько-нибудь серьёзных масштабах). Создание, поддержание и развитие сетевой инфраструктуры требует привлечения значительных материальных, интеллектуальных и временных ресурсов.
Человеку в современных условиях жизни необходимо иметь возможности
непрерывного совершенствования знаний, переквалификации или
переподготовки.
Дистанционное обучение является современной универсальной технологией
профессионального образования, ориентированного на индивидуальные
запросы обучаемых и их специализацию.
Дистанционное обучение предоставляет возможность всем желающим
непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом
индивидуальных особенностей. Разработка и внедрение новых технологий и
форм обучения направлены на предоставление дополнительных возможностей
любому человеку в получении образования с учетом как личных интересов
человека, так и с учетом возможностей достижений науки и техники и, в
первую очередь, - средств передачи информации.
В процессе такого обучения обучающийся определенную часть времени
самостоятельно осваивает в интерактивном режиме учебно-методические
материалы, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под
руководством методистов-организаторов и взаимодействует с другими
слушателями «виртуальной» учебной группы.
При дистанционном обучении обучающийся и преподаватель пространственно
разделены друг от друга, но при этом они находятся в постоянном
взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения
учебного курса, форм контроля, методов коммуникации с помощью
электронной почты и прочих технологий Интернет.
Самое важное, что необходимо потенциальному обучающемуся - это доступ к компьютеру и желание учиться. Компьютер может быть в личном пользовании, у друга, соседа, на рабочем месте - это не существенно. Дело в том, что основная часть учебных пособий предоставляется в электронном виде - на компакт-дисках или пересылается напрямую по электронной почте. Кроме того, для пользователей существует возможность получения доступа к учебно-методическим материалам нашего сервера посредством сети Интернет.
Учебно-методический материал по всем изучаемым дисциплинам подготовлен высококвалифицированными преподавателями университета. Каждое учебное пособие содержит тесты для самоконтроля и итоговый тест по всему курсу, результаты которого проверяются с помощью автоматизированной системы.
Основные преимущества дистанционного электронного обучения в ОшГУ - это:
• современный мультимедийный контент;
• удобный интерфейс для обучения;
• поддержка преподавателем в конференциях офф-лайн и он-лайн, включая
аудио- и видеоконференции;
• многочисленные возможности для организации и контроля обучения и
приобретенных навыков;
• уменьшение затрат на поездки в ОшГУ;
• повышение квалификации без прекращения своей работы;
• повысить квалификацию преподавателям школ;
• обучаться на местах, не выезжая в головной вуз, в том числе лицам с
ограниченными физическими возможностями и инвалидам.
А также возможность:
• закончить прерванное разными обстоятельствами обучение;
• получить возможность непрерывного самообразования без каких-либо
ограничений;
• получения второго высшего или дополнительного образования.
Получить образование, не выезжая к месту учебы, и в те сроки обучения,
которые наиболее устраивают конкретного обучающегося.
Как проходит обучение
Образовательный процесс состоит из:
• очного (аудиторного) обучения на ежегодных сессиях в ОшГУ;
• дистанционного обучения с использованием современных информационных и
телекоммуникационных технологий;
• самостоятельной работы.
Дистанционное обучение осуществляется с помощью образовательного портала AVN (WWW.AVN.OSU) и https://myedu.oshsu.kg При поступлении студент получает свой логин и пароль для доступа к учебным материалам в течение соответствующего периода обучения.
Каждый курс снабжен комплектом структурированных электронных
учебно-методических материалов, доступных через Интернет, включая тексты
учебных пособий и методические рекомендации по выполнению различных
видов работ, а также график изучения материала по неделям, ссылки на
дополнительные источники, задания на практические и контрольные работы.
Материалы расположены на сайте AVN и https://myedu.oshsu.kg
а также выдаются на компакт дисках.
В процессе обучения студента постоянно будут сопровождать преподаватель
(регулярные консультации по учебным дисциплинам), методист-организатор
ресурсного центра, специалист службы технической поддержки. С ними можно
общаться по электронной почте и на форуме.
Очная часть обучения - это обязательные сессии, которые проводятся раз в год зимой в Оше. В ходе сессии читаются лекции, проводятся лабораторные работы и семинары на базе кафедр ОшГУ, консультации преподавателей. Средняя продолжительность сессии составляет 14 - 20 дней. За этот срок необходимо сдать зачеты и экзамены по тем курсам, которые вы изучили дистанционно в течение текущего семестра, согласно учебному плану.
Требования к личному оборудованию и программному обеспечению:
• Доступ к сети https://mooc.oshsu.kg
• Доступ к сети Интернет
• Веб-браузер (MS Explorer 7.0, или выше)
• Microsoft Office или StarOffice
• Сканер
Сканер требуется для облегчения перевода в электронную форму и пересылке
через Интернет работ, содержащих сложные математические или химические
формулы или рисунки, схемы. Если обучающийся способен создавать такие
работы в электронной форме с помощью программных средств, то наличие
сканера не обязательно.
Информация для абитуриентов
На данный момент институт, педагогика искусство и журналистики в отделении дистанционного образования совместно с центрами дистанционного образования ОшГУ проводит обучение студентов-заочников. После начала обучения к студентам с их согласия будут применены дистанционные образовательные технологии. По окончании обучения в ОшГУ выдается документ государственного образца, в котором отметка о прохождении обучения дистанционно не ставится.